Любая компания, планирующая подключить офис к IP-телефонии, сталкивается с понятием софтфонов. Из названия понятно, что это нечто, связанное с телефоном, но при этом относящееся к программному обеспечению (софт).
Так и есть — софтфон это программный телефон, или просто приложение, с помощью которого пользователь может звонить и принимать звонки через интернет, как в Skype.
Рассказываем, как работают софтфоны и какие выбрать для офиса.
Главное о софтфоне
В качестве самого простого и понятного примера можно привести Skype — это тоже софтфон, то есть программа для совершения звонков. Она заменяет пользователям IP-телефонии телефонный аппарат, а виртуальная АТС заменяет при этом аналоговые телефонные провода.
Интерфейс большинства софтфонов похож на обычный телефон. В нем есть кнопочная клавиатура, на которой нужно набирать телефон. Это не единая технология или модель, софтфонов существует множество, для разных операционных систем и под управлением разных телекоммуникационных протоколов.
Функция звонков через интернет есть в любом мессенджере, но софтфон позволяет звонить на любой номер, будь то мобильный или стационарный, и в этом главное отличие программы.
Большая часть софтфонов работает на протоколе SIP — Session Initiation Protocol, небольшая часть — на протоколах XMPP, IAX, MNSP. Телефоны основаны на VoIP-технологиях и используют для обмена данными IP-сети. Телефонию можно построить на локальных сетях (без интернета), или через интернет.
Платформы для софтфонов
Программы созданы для всех крупных платформ: Linux, Windows, iOS, Android.
Часто производители специализируются лишь на одной определенной операционной системе. Но если в офисе предполагается разворачивание виртуальной АТС, необходимо устанавливать единую программу на все устройства.
Софтфон можно установить на персональный компьютер, ноутбук, смартфон и планшет. Для разговора потребуется гарнитура с наушниками, есть даже специальные USB-трубки, имитирующие трубки старых аппаратов.
Плюсы и минусы софтфонов
Все преимущества связаны с особенностями IP-телефонии, то есть звонков через интернет.
- Бесплатные или очень дешевые звонки по межгороду и за границу.
- Нет затрат на телефонные аппараты — большинство программ распространяются бесплатно.
- Офисный телефон можно взять с собой, если установить программу на смартфон или планшет.
- Сотрудникам колл-центров софтфоны удобнее: руки свободны, трубка всегда в ушах. Если есть гарнитура, вызовы совершаются в пару кликов.
- Есть возможность интеграции с рабочими приложениями.
- Доступны видеозвонки и отправка сообщений в чат прямо во время разговора (как в Skype).
Высокая функциональность — в программе можно записать разговор, поставить на удержание, начать конференцию (особенности различаются в зависимости от наименования софтфона). Это также несомненный плюс использования софтфона.
Софтфоны для Windows и их настройка
Посмотрим, какие софтфоны можно установить на операционную систему Windows, и как настроить его для работы.
Один из самых популярных продуктов — Zoiper.
Это бесплатная программа для звонков в любых направлениях. Скачать ее можно на официальном сайте продукта, программа подходит только для некоммерческого использования.
В базовой бесплатной версии доступны только основные функции, бизнес-версия будет стоить уже 40 евро. Интеграция с браузером доступна только в платных версиях. После установки программы необходимо заполнить учетную запись, то есть ввести внутренний номер, адрес интернет-сервера и порт — для этого необходимо иметь VoIP аккаунт. Далее вводим адрес IP-сервера, название аккаунта. После потребуется настроить конфигурацию аудио и видео, этот момент можно пропустить, останутся настройки по умолчанию. После успешной регистрации появится панель звонков — настройка учетной записи завершена.
Еще из популярных программ для Windows можно назвать X-Lite, Microsip, PhonerLite, YateClient.
Они отличаются по набору функций, процессу регистрации, визуализации интерфейса и эргономичности в целом. Для всех программ нужна информация, которую может предоставить только IP-провайдер: доменное имя, логин и пароль пользователя, SIP-сервер и т.д. Бесплатные версии подходят лишь для домашнего использования и не поддерживают весь функционал виртуальных АТС.
Теперь разберем самые популярные софтфоны разных производителей.
Софтфон UIS
UIS — один из старейших игроков на телекоммуникационном рынке. Еще в 1999 году компания телефонизировала бизнес-центры проводными способами. Сегодня они вышли на американский рынок и производят один из самых востребованных софтфонов, создавая не просто телефонию в офисе, а полноценную платформу для коммуникаций.
Их программа для приема и совершения звонков позволяет делать минимум ручной работы и рутины, максимум пользы для руководителя группы сотрудников, обрабатывающих звонки. Статистика эффективности сотрудников отображается на удобной панели, руководитель может охватить ситуацию одним взглядом.
Особое значение имеет статус звонков, который проставляется автоматически. Еще сотрудник может видеть, кому из коллег можно перевести звонок, кто свободен, а кто уже находится в разговоре. И таких фишек у софтфона от UIS множество.
Этот производитель сделал мобильное приложение CallGear, чтобы можно было совершать звонки в отрыве от ноутбука или компьютера. Решения входят в тройку лидеров виртуальных АТС России.
Софтфон Рарус
1С-Рарус — лидер в сфере интеграции 1С и телефонии. Их продукт служит для управления телефонными звонками в компаниях различного масштаба, от малых до крупнейших. Продукт может работать как с внешними звонками, так и с локальными. Клиенты могут получить бесплатную версию с возможностью полноценной работы в ней только одного пользователя.
Вот какие задачи решает софтфон от 1С-Рарус:
- Увеличивает число обрабатываемых входящих звонков;
- Обеспечивает минимальную задержку в обслуживании звонков;
- Повышает эффективность работы сотрудников и качество обработки заявок.
К основным преимуществам софтфона можно отнести:
- 100% фиксацию звонков с отметкой факта звонка, даты и времени, новый номер автоматом регистрируется в "1С:Предприятие";
- Легкий контроль исполнения заявки по звонку через 1С:Предприятие;
- Динамическую маршрутизацию звонка (умная АТС знает, на какого сотрудника переключить звонок, основываясь на данных из 1С);
- Время на сервис сокращается в 2 раза, это достигается интеграцией с CRM и ITIL.
Продукт имеет встроенный SIP-клиент и позволяет интегрироваться с любыми телефонными станциями, как облачными, так и стационарными. Функций у софтфона очень много, и только он полноценно связан с 1С, что значительно облегчает работу сотрудников.
МегаФон Софтфон
Софтфон от МегаФона — простой и удобный программный телефон, работающий с виртуальной АТС оператора. Работает с Windows 7, 8, 10. Для оптимальной работы необходима оперативная память не менее 8 Гб.
Главные возможности софтфона:
- Отображение всех сотрудников с возможностью быстрого набора;
- Прием входящих звонков;
- Набор исходящих с клавиатуры компьютера или экранной панели цифр;
- Удержание звонков (та самая музыка во время ожидания на горячих линиях);
- Перевод звонка коллеге;
- Перехват звонка при уверенности, что звонят именно в ваш отдел;
- Создание аудиоконференций;
- Запись исходящих и входящих ("для улучшения качества обслуживания разговор может быть записан");
- Выбор исходящего номера.
Данный софтфон работает только на Windows. Для работы с MacOS "МегаФон" рекомендуется скачать приложения Zoiper, Linphone, Bria. На официальном сайте по IP-телефонии от "МегаФон" приведены ссылки на продукты и подробные инструкции по установке. Отметим, что последнее из рекомендованных приложений платное.
Для удаленной работы "МегаФон" запустил собственное мобильное приложение виртуальной АТС, которое можно найти в AppStore и Google Play под названием "МегаФон ВАТС". Правда, отзывы и рейтинг пока не самые лучшие — пользователи имеют массу нареканий к работе мобильной АТС.
Софтфон от «Ростелекома»
Как один из лидеров в сфере телекоммуникаций России, "Ростелеком" не мог остаться в стороне от виртуальных АТС. Эту возможность он реализовал для различных устройств, в том числе мобильных телефонов. Настроить SIP-телефонию провайдер предлагает самостоятельно, с помощью Руководства пользователя услуги "Виртуальная АТС".
В качестве необходимого программного обеспечения указаны:
- RT Telefon для Android — приложение для звонков через интернет;
- RT Telefon для iOS;
- Svetofon для Windows — это и есть основная версия софтфона. Из фишек можно назвать простое видеообщение и интеграцию с CRM — при входящем вызове на программном телефоне откроется карточка клиента, и сотрудник всегда будет знать, кто звонит, и как раньше он взаимодействовал с компанией. У Светофона есть отдельная страница в интернете, на которой можно скачать дистрибутив с программой, инструкцию по установке и настройке. Интерфейс этого софтфона не слишком современный и удобный.
На сайте "Ростелекома" для скачивания приведены все возможные программы VoIP телефонии, дистрибутивы для разных операционных систем.
Mango Talker
Приложение от одного из самых быстро развивающихся IP-провайдеров — Mango telecom.
В их программном продукте присутствуют все функции, которые можно найти у телефонных аппаратов — mute, hold, transfer и другие. Хорошо продуманы инструменты командной работы: чаты, конференции, передача файлов, демонстрации экранов, отображения статуса присутствия на рабочем месте.
Новая разработка от Mango — омниакальные коммуникации с клиентами через социальные сети и чаты, звонки с сайта и SMS. Исходящие звонки на стационарные номера России тарифицируются по ценам домашнего региона.
Риски информационной безопасности Mango Talker решает через дистанционную деавторизацию — если переносной ноутбук, смартфон, планшет попадут в руки злоумышленников, можно будет быстро выйти из системы и не допустить их к данным.
Резюме
Софтфон — не что иное, как программный телефон, или приложение для ноутбука, смартфона и планшета для совершения звонков через интернет.
Софтфоны распространяют провайдеры IP-телефонии.
Самым простым примером софтфона можно считать Skype, с которым знакомы миллионы людей. Софтфоны тесно связаны с CRM и виртуальными АТС, поэтому в рабочих целях установкой и настройкой должны заниматься профессионалы.
Из актуальных софтфонов на сегодня можно упомянуть Mango Talker, Zoiper, 1C-Рарус, UIS. Работа с этими брендами телефонии невероятно расширяет функционал офисных АТС.