Если вам предстоит долгая поездка на поезде, не стоит рассчитывать только на мобильный интернет — он хорошо работает только в городах, а в перегонах между ними вы можете остаться без связи. Рассказываем, какие предложения по интернету есть у российского перевозчика РЖД.
Сотовая связь в поезде
Наличие сигнала сотовой связи в поездке на поезде зависит от вашего мобильного оператора и зоны его покрытия.
Например, Tele2 прекрасно работает в центральной и северо-западной части России, а в Поволжье представлен слабее. В Уральских горах, скорее всего, часто будет отключаться "Билайн".
Если вам предстоит пересечь всю страну на поезде, точно будут возникать ситуации, когда на телефоне не будет "ни одной палочки" — полное отсутствие сигнала, с любым сотовым оператором. Впрочем, вблизи крупных городов и станций обычно имеется стабильная связь, и там можно решить возникающие вопросы. Для экстренных ситуаций в поезде есть проводник и другие службы, поэтому кратковременное отсутствие сигнала не влияет на безопасность. По-другому обстоит дело с мобильным интернетом.
Мобильный интернет в поезде РЖД
Если вам приходится провести несколько суток в поезде, вам наверняка захочется посмотреть фильм онлайн, посидеть в социальных сетях. Не на всей территории России получится это сделать.
Сигнал 3G имеется практически во всей европейской части, но такой связи хватит только на мессенджеры. Для просмотра видео в режиме онлайн необходимо покрытие 4G и LTE. Такое покрытие наблюдается вокруг городов и крупных поселков, где есть необходимое количество вышек сотовой связи. При движении в восточной части России можно и вовсе надолго остаться без интернета. Для решения этой проблемы РЖД предложил собственную сеть WI-FI — расскажем о ней подробнее.
Wi-fi в поездах РЖД
Беспроводной интернет имеется лишь в 100 поездах, о наличии по вашему направлению можно узнать в процессе покупки билета. Это, как правило, фирменные поезда и "Ласточки", а также "Сапсан". В зоне приема интернета от вышек поездное оборудование ловит сигнал и распределяет его по вагонам, а при отсутствии сигнала в действие вступает спутниковый интернет.
Инструкция, как поймать WI-FI в поезде:
- открыть Настройки — Беспроводные сети;
- найти сеть с названием поезда (обычно называется так же, как и фирменный поезд: Лев Толстой, Волга, Стриж и т.д.);
- сеть также может называться rzd;
- подключиться к ней без ввода пароля.
Далее потребуется регистрация одним из способов:
1. Ввод мобильного номера, на который придёт код безопасности.
2. Зайти в сеть через учётную запись Госуслуг.
Процесс повторной регистрации в сети понадобится, если вы пересядете на другой поезд. Скорость WI-FI составляет от 2 до 12 Мбит/с, что, конечно, нельзя назвать высокоскоростным интернетом, но это лучше, чем полное отсутствие сигнала.
Что такое "Попутчик" от РЖД
Так называется специальный мультимедийный сервис, который поможет скоротать время в дороге не хуже настоящего попутчика. После подключения к "бортовой" сети WI-FI вы попадете в локальную информационно-развлекательную систему. Наверняка вы встречали подобные на борту самолета, когда в интернете можно делать не то, что вздумается, а только смотреть предлагаемый компанией контент.
Каждому пассажиру поезда предоставляются основные услуги, которые доступны через главную страницу портала. Перечислим некоторые из них:
- Интерактивная карта, где можно отслеживать текущее местоположение поезда, его скорость и предстоящие станции.
- Расписание и информация о поезде, которая позволяет узнать детали маршрута.
- Вагон-ресторан: можно ознакомиться с меню и заказать блюда прямо на месте.
- Бортовой магазин, где можно приобрести товары, такие как дорожные подушки, тапочки с логотипом РЖД и другие предметы.
- Новости железнодорожной отрасли, актуальные и свежие.
- Игры, например, 2048, Alien Invasion, Clumsy Bird, Goods will be watch, Heal em all, крестики-нолики.
- Форма обратной связи, в которой можно оставить свои отзывы и предложения.
Пассажиры, путешествующие в купе, вагонах класса Люкс или СВ, получают доступ к расширенным сервисам, которые предоставляются бесплатно. Среди них:
- кинотеатр с выбором российских и зарубежных фильмов;
- аудиокниги для прослушивания в дороге;
- пресса для чтения свежих выпусков;
- музыкальные треки для прослушивания;
- интернет-доступ, который есть в поездах с установленным оборудованием.
Интернет в поездах "Сапсан"
Поездки на "Сапсане", высокоскоростном поезде между Москвой и Санкт-Петербургом, всегда вызывают много вопросов. В первую очередь, это связно с ценой и перечнем услуг, которые предлагаются за такую цену. Работы над внедрением интернета в этих поездах начались еще в 2012 году.
Постоянное подключение к интернету стало доступно после подписания соглашения между РЖД, МегаФоном, ОАО «Скоростные магистрали» и ООО «Русские Башни». В рамках этого проекта было установлено 120 новых базовых станций (а всего их теперь более 500) на маршрутах поездов "Москва-Санкт-Петербург" и "Москва-Нижний Новгород". В каждом вагоне разместили три репитера: один для 3G и два для сетей GSM в диапазонах 900 и 1800 МГц. Это улучшило качество связи для всех операторов.
В каждом вагоне установили Wi-Fi роутеры, а за их работу отвечает сервер, находящийся в одном из вагонов. Управлением сервера занимается штатный инженер, который следит за его исправностью. В случае поломки аварийная бригада может быстро выехать на устранение неполадок.
Изначально доступ к Wi-Fi был бесплатным для всех пассажиров, вне зависимости от класса. Однако вскоре бесплатное подключение оставили только для пассажиров бизнес-класса, стоимость услуги была включена в цену билета. Для подключения необходимо ввести номер телефона, чтобы получить код доступа. Пассажирам эконом-класса необходимо покупать карточки на WI-FI в шестом вагоне, либо же оплачивать услугу онлайн банковской картой или со счета мобильного телефона, если это Мегафон.
Почему интернет в поездах медленный
Несмотря на фактическое наличие интернета, пассажиры жалуются на его медленную скорость. Как сообщает TelecomDaily, ОАО "Российские железные дороги" активно тестирует новые технологии для решения проблемы низкой скорости Wi-Fi на поездах "Сапсан", курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом.
Пассажиры, часто путешествующие между столицами по скоростной железной дороге, наверняка заметили перебои с мобильным интернетом. Несмотря на усилия сотовых операторов по улучшению покрытия, скорость интернета остается невысокой. Это объясняется тем, что модем поезда принимает интернет-трафик, который затем делится на всех пользователей бортовой сети Wi-Fi. Но на некоторых участках маршрута, особенно за пределами городов, связь фактически отсутствует. На высоких скоростях, превышающих 180 км/ч, качество связи значительно ухудшается. Бесшовное переключение между каналами становится практически невозможным.
Надежное подключение особенно важно для тех пассажиров, кто работает в пути или публикует контент. Эти пассажиры готовы платить за качественный Wi-Fi, если он будет лучше, чем напрямую через мобильных операторов. Согласно опросу крупного телеграм-канала, около половины пассажиров готовы платить за стабильный интернет, если скорость будет на уровне 5-25 Мбит/с на пользователя
Тем не менее, замеры скорости в поездах показывают, что средняя скорость Wi-Fi на "Сапсане" редко превышает 3 Мбит/с, даже при малом количестве пользователей. При высокой активности пассажиров возможны серьёзные падения скорости или сбои соединения.
Для людей, привыкших к стабильному интернету в повседневной жизни, такие условия вызывают неудобства.
По мнению экспертов в сфере телекоммуникаций, для улучшения ситуации необходимо внедрить современные стандарты беспроводной связи в поездах, что позволит поддерживать стабильное соединение для большого количества пользователей с хорошей скоростью. Это сделает возможными видеоконференции и звонки через VoWiFi.
Кроме того, важен стабильный внешний канал связи. Поскольку 95% пассажиров "Сапсана" используют смартфоны, для такого количества пользователей необходимо соединение не менее 2-3 Гбит/с. Также важно выстроить эффективную систему фильтрации и профилирования трафика. Это обеспечит всем пассажирам возможность полноценного использования интернета без ограничений. Одно из решений, над которым сейчас работает корпорация РЖД — прокладка вдоль железнодорожного полотна между двумя столицами беспроводной сети с пропускной способностью до 10 Гбит/с.
Есть много как технических, так и административных проблем при организации связи в скоростных поездах, но тестирование оборудования идет постоянно, так что в скором времени можно надеяться на доступ к более быстрому интернету в поездах.
Каким должен быть интернет в поездах дальнего следования
В России отсутствуют официальные рекомендации по скорости интернета для высокоскоростных поездов, поэтому интересно обратиться к международному опыту.
К примеру, британский регулятор Ofcom в документе Rail-connectivity-advice указал, что для связи между поездом и землёй требуется канал со скоростью минимум 1 Гбит/с, а в идеале 2-3 Гбит/с. Этот документ, созданный в далёком 2018 году и рассчитанный на период до 2025 года, уже не совсем соответствует современным реалиям, так как технология развивается быстрее. Например, согласно рекомендациям Google, для обеспечения комфортного просмотра видео в разрешении HD (1080p) пассажирам метро, на один поезд с 1000 пассажирами необходим канал скоростью около 5 Гбит/с.
Пример из США: по данным отчета PC Mag за 2022 год, в поездах Amtrak скорость Wi-Fi составляет около 3 Мбит/с, при этом видеосервисы, такие как YouTube, блокируются. Эксперты считают такую скорость крайне недостаточной.
Очевидно, что предоставление интернета в диапазоне 5 ГГц с максимальной скоростью в 500 Мбит/с (реально доступной — 200-300 Мбит/с) для всех пассажиров, а не только для VIP-клиентов, не удовлетворяет современным требованиям.
При разработке стратегии для российских высокоскоростных поездов на будущее, инвестиции в технологии, предоставляющие скорость всего 1 Мбит/с на пользователя, выглядят нецелесообразными.
Однако внедрение соединения в 5-6 Гбит/с по технологии СВЧ (70-80 ГГц) может не только обеспечить скоростной интернет для пассажиров, но и позволит использовать 4К-видеонаблюдение внутри вагонов и из кабины машиниста, что значительно повысит уровень комфорта и безопасности на железнодорожном транспорте.
Отдельного внимания заслуживает развитие сетей пятого поколения (5G), которые стремительно внедряются во многих странах. Однако в России процесс развертывания 5G-сетей пока идёт с задержкой. Они связаны с санкциями, отсутствием оборудования, отсутствием нужного частотного диапазона, занятого госструктурами. Так что рассчитывать на скорое появление 5G и быстрого интернета в поездах не приходится.
Выводы
Мы настолько привыкли к мгновенному доступу в интернет для получения необходимой информации, общения и развлечений, что хотим иметь его в любой момент времени, в том числе во время поездок на поездах. Особенно в поездах дальнего следования, когда приходится сутками развлекать себя, а мобильного интернета не хватает. Во многих поездах РЖД есть сеть WI-FI, но ей пока охвачено не 100% поездов.
Чтобы подключить интернет, нужно в своих настройках найти сеть с названием rzd или с названием поезда и выполнить регистрацию в ней. Для регистрации понадобится номер мобильного телефона или учетная запись на Госуслугах. Иногда в поездах доступен не полноценный интернет, а только доступ к мультимедийной системе "Попутчик" от РЖД. К сожалению, интернет в поезде пока остается медленным и не позволит полноценно смотреть фильмы в режиме онлайн или играть в онлайн-игры.