Продавать, дарить, передавать по наследству! Мобильные номера телефонов могут стать собственностью абонентов, и они получат право продать используемый номер, либо передать его по наследству. Закрепить законодательно такую норму несколько лет назад предложили депутаты Госдумы, внеся соответствующие поправки в Закон “О связи”.
Что означает эта инициатива для абонентов, и как может повлиять на использование телефонных номеров? Мы решили детально разобраться в этом вопросе: кому сейчас принадлежит ваш номер сотового, можно ли его официально продать или передать по наследству, и почему инициатива не была принята парламентом.
Действующие правила использования мобильных номеров
Большинство пользователей сотовой связи уверены, что используемый ими номер телефона является их собственностью. Абонент может не только пользоваться приобретенным номером, но и продать его другому человеку, или перенести в сеть другого оператора. Не это ли фактически означает право собственности на используемый номер?
На самом деле это не так, и номера принадлежат даже не операторам связи, а государству. Именно государство передает провайдерам связи номерную емкость с привязкой к конкретному региону, и операторы имеют право использовать их для подключения абонентов.
Даже при переносе номера в сеть другого оператора, фактически он остается закрепленным за тем провайдеров, которому был выделен изначально. Для примера, абонент может перенести номер МТС в сеть билайн, а после этого из билайна в сеть МегаФон. Однако, если номер будет заблокирован МегаФоном, и его обслуживание прекращено, то номер будет снова передан МТС для нового подключения.
Также не стоит забывать, что пользоваться мобильным номером можно только в том случае, если абонент своевременно оплачивает услуги связи. Срок действия зависит от оператора и используемого тарифа, но в среднем — это полгода. Если абонент на протяжении этого времени не пользуется платными услугами, то номер могут отключить, и снова пользоваться им станет недоступным.
Относительно возможности продать свой номер, все тоже не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. При продаже номера, его владелец и покупатель обращаются в салон оператора, подают заявку на переоформление, и законодательно это не является сделкой по продаже. И часто можно встретить информацию о мошенниках, которые после переоформления номера на себя не выплачивают бывшему владельцу номера его стоимость.
Именно поэтому, если необходимо продать красивый номер, стоимость которых сегодня может составлять несколько миллионов рублей, рекомендуется делать это через официальных дилеров. Это подразумевает, что абонент заключает с дилером официальный договор, и он гарантированно получит средства за продажу номера после переоформления на другое лицо.
Также стоит упомянуть, что теоретически абонент имеет право передать используемый номер по наследству. Однако стоит учитывать, что на самом деле это относится не к самому телефонному номеру, а договору с оператором связи. Это означает, что можно передать право другому человеку на действия с заключенным договором (переоформить или расторгнуть), но не право собственности на сам мобильный номер.
В итоге, сегодня абоненты не являются собственниками мобильных номеров, а все права на владение и использование регулируются договором с оператором связи, а сами номера принадлежат государству.
Что предлагается в поправках?
Сегодня номер сотового телефона для абонента — это не просто набор цифр. Номер используется для доступа к аккаунтам в социальных сетях, банковским счетам, и многое другое. Теряя доступ к своему номеру, абонент может столкнуться со сложностями при его восстановлении или переоформлении.


Внесение поправок в федеральный Закон “О связи”, по мнению авторов законопроекта, позволит исправить существующие недочеты. Что же предлагается документом?
Согласно поправкам, абоненты смогут сохранить за собой выделенный им абонентский номер, и распоряжаться им на свое усмотрение. Если изменения будут приняты, то каждый сможет официально продавать, дарить, или передать по наследству используемый номер сотового.
Однако, чтобы получить такие права на номер телефона, абоненту потребуется подключить у своего оператора соответствующую услугу. Она будет дополнительной, а ее условия оговариваются отдельно.
Если абонент подключает дополнительную услугу, то он будет использовать услуги связи на основании условий договора с оператором. В любой момент можно будет отказаться от дополнительной услуги, уведомив о своем решении провайдера связи.
Также в предлагаемых изменениях прописано право оператора на отказ в дальнейшем предоставлять данную услугу. Это будет доступным, если абонент на протяжении шести месяцев не использует платные услуги своего оператора по действующему договору.
Что изменится для абонентов?
Детально ознакомившись с предлагаемым изменением в федеральный закон, можно констатировать, что утверждение новых норм мало что изменит для абонентов. Да и в пояснительной записке к документу указано, что абонент получит право, далее цитата: “выступать своего рода собственниками в отношении выделенных им абонентских номеров с правом дальнейшего распоряжения ими”.

Сотовые операторы в свою очередь прокомментировали предлагаемые поправки. Так, в билайн отмечают, что у абонентов и сегодня нет сложностей с переоформлением договора на другого человека или компанию. В МТС отметили, что абонентские номера закреплены за абонентами и сейчас, и все, что нужно для его сохранения за собой, — пользоваться платными услугами не реже, чем один раз в полгода.
Комментарии профильных экспертов приводило издание “Коммерсант”. Так, руководитель агентства Content Review Сергей Половников отмечает, что сегодня мобильные номера являются собственность государства, по аналогии с паспортами и автономерами, и также не могут стать объектом права собственности абонента.
В свою очередь аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что принятие таких поправок грозит спекуляциями на рынке “красивых” номеров. По его словам, новые правила приведут к тому, что абоненты станут конкурировать с операторами на рынке номеров, что приведет к росту их стоимости, как для самих провайдеров связи, так и для пользователей.

Данный законопроект был представлен в июне 2020 года, и прошел рассмотрение в профильном комитете российского парламента, получил отзыв от Правительства РФ. На рассмотрение депутатов, законопроект был вынесен в ноябре 2021 года по предложению профильного комитета, поправки были отклонены в первом чтении – за них проголосовало только девятнадцать парламентариев, один воздержался.